+7(495) 775-13-15

ASoft - Технологии, проверенные временем.Мы разрабатываем системы управления с 1991 года.

Развитие CRM в web-технологиях


В последнее время все активнее обсуждается новая модель использования корпоративного программного обеспечения по модели SaaS (с англ. Soft as a Service - программное обеспечение как услуга). Модель SaaS уже давно зарекомендовала себя на западе. Мы решили узнать об интересе к этой модели в России и обратились за комментариями к российскому разработчику систем управления, в том числе CRM систем (с англ. Customer Relationship Management - управление взаимоотношениями с контрагентами) - компании ASoft. На вопросы корреспондента МП Василия Умнова отвечает коммерческий директор ASoft Алексей ФИТИСКИН.

Как изменилось соотношение клиентов потребителей SaaS и клиентов приобретавших CRM в собственность?

Наша практика показывает, что если в 2004-2005 году было не более 10 потребителей SaaS, то в 2009-2010 можно говорить о сотнях. Если говорить в процентном соотношении компаний пользователей SaaS и внедривших CRM (без учета фрилансеров и индивидуальных предпринимателей) то в 2005 году соотношение было 5/95. В 2010 году мы приближаемся к соотношению 40/60.

Этот рост связан с активной пропагандой SaaS или с пост-кризисными явлениями - невозможностью клиента заплатить за внедрение CRM?

Наши начинания по популяризации SaaS поддержали крупнейшие поставщики лицензионного программного обеспечения, которые запустили «облачные проекты» и пригласили нас сотрудничать. Сейчас действительно много делается для развития этого направления. Но интерес со стороны клиентов основывается на объективных причинах. 1. Необходимо оптимизировать деятельность. 2. Недостаточно средств на приобретение программного обеспечения. Редки случаи, когда представители среднего и крупного бизнеса обращаются за SaaS, хотя у нас был опыт единовременного подключения 300 пользователей компании в режиме аренды. Средний и крупный бизнес пользуется SaaS перед тем как внедрить систему, чтобы определиться с требованиями по кастомизациии. Малый бизнес берет с них пример, тоже определяется – просто им трудно принять решение потратиться на приобретение, - но зачастую так и не приобретает систему, а продолжает пользоваться арендой, так как это действительно выгодно.

Чем?

Не нужно держать технический персонал для администрирования системы и оборудования, да и приобретать дополнительное оборудование не надо. Нет необходимости заниматься вопросами хостинга и безопасности доступа. Все вопросы адресуются в одно место – компанию поставщика SaaS.

Выгода для пользователя SaaS понятна, а какая выгода для поставщика SaaS?

Откровенно говоря, разработчику системы выгоднее продавать ее в собственность. Да, за год-два отбивается стоимость лицензий системы, но при этом оказывается целый спектр услуг, которые требуют определенных затрат - это и оплата хостинга и зарплата специалистов, которые задействованы в этом процессе (от технических специалистов, консультирующих пользователей и поддерживающих систему до бухгалтеров, периодически выписывающих закрывающие документы). Предложение SaaS в большей степени шаг на встречу клиенту, который не готов заплатить за внедрение системы.

То есть, сейчас все больше разработчиков делают шаг навстречу клиенту, выводя на рынок web-версии своих систем?

Вот где действительный прогресс, так это среди разработчиков. Наконец-то до разработчиков начало доходить, что перспективы развития CRM в web-технологиях. Еще года-два назад разработчики терминальных систем развивали страхи потенциальных клиентов о небезопасности web-ориентированных продуктов, уговаривая всеми возможными способами приобретать терминальные системы, а сейчас занялись разработкой web-приложений к ним. Но, в большинстве случаев, понимание пришло не полностью. Web-версии терминальных систем содержат только часть функциональных возможностей, а разработчики этих систем продолжают убеждать всех вокруг, что для правильной работы нужно использовать терминальные системы. В итоге для удаленной работы доступна ограниченная часть функционала.

Что мешает активному развитию SaaS в России?

Мы не раз высказывались на этот счет. Это и страхи пользователей, и неразвитость IT-инфраструктуры большинства регионов. Если страхи пользователей – субъективная причина, с которой разработчики систем могут справиться, то медленный интернет или вовсе его отсутствие в большей степени не дает масштабного развития SaaS в России. Поэтому воспользоваться удаленно программным обеспечением как услугой получается только у части желающих. Мы, как разработчики систем, не останавливаемся на обсуждении проблем, мы активно ищем надежных поставщиков услуг связи в регионах и призываем их к сотрудничеству для развития SaaS в регионах.